Перевод записок немецкого публициста Максимилиана Шеера о событиях второй арабо-израильской войны (Суэцкий кризис).
Свидетельства очевидца 1956 г.
В середине сентября 1956 года автор отправился в долгосрочную научную командировку в Египет. Когда произошло нападение, радио ГДР попросило его вести репортажи с места событий. Власти Египта разрешили вести передачи из радиоцентра Маркони. Сообщения передавались по радио в Германской Демократической Республике, публиковались в прессе и распространялись Советом мира в виде листовок. Вот они.
6 ноября 1956 г.
Максимилиан Шеер из Каира.
В Каире царит спокойствие и дисциплина. Трамваи, омнибусы, легковые автомобили и такси движутся как обычно. Магазины открыты вплоть до наступления темноты. Мужчины и женщины делают покупки, как в мирное время. Улицы, как всегда, оживлены; египтяне, как всегда, приветливы, даже по отношения к оставшимся здесь иностранцам. Вчера один лавочник поинтересовался у меня, правда ли, что я приехал из «демократической Германии». Я подтвердил. Он просиял и сказал: «Очень хорошо.»
Вечерами я обычно сижу на балконе квартиры своего немецкого друга, который живет здесь. Прямо передо мной лежит темный Нил, за ним – один из кварталов Каира. Кое-где в домах горит свет, задние фонари машин светятся красным, иногда вспыхивает фара – и транспорт идет дальше. Взвывает сигнальная сирена, и весь свет гаснет. В поразительном порядке волшебный город огней погружается в кромешную тьму. Небо, усыпанное мерцающими звездами, раскинулось над темным морем домов. Метеор, светясь, прорезает небосвод. И снова неподвижность, покой, тишина.
Мне показалось, что я слышу гудение самолета. Вновь тишина. Затем горизонт вспыхнул, и с небес спустилось нечто, напоминающее чудовищно длинный и толстый, овеянный красным жаром ствол дерева. Горючая масса, предназначенная, очевидно для освещения земли. Снова жуткая тишина. Потом рядом с текучим огнем разорвались белые ракеты, но они не погасли и не исчезли, а остались висеть в небе. Однажды я насчитал двадцать три таких огня на горизонте; берлинцы называли их рождественскими елками во время ночных бомбардировок. В стороне Каира в воздух взметнулись огненные вулканы. Грохот взрывов долетел много позже, но тьма осветилась настолько, что я, находясь в тридцати или пятидесяти километрах от эпицентра, мог отчетливо видеть лица друзей и циферблат часов.
Сердце зашлось в негодовании перед лицом такого варварства, которое в западных странах именуется полицейской акцией. Сбрасывать бомбы на мирную страну – и они называют это полицейской акцией! Гигантские столбы огня – полицейская акция! Сломаны жизни стольких людей – всего лишь полицейская акция! Тысячи человеческих жизней оборваны одним ударом – и лицемеры не стесняются говорить о полицейской акции! Это не полицейская акция - а холодное расчетливое убийство мирных жителей – подлое убийство из-за угла под покровом ночи.
За шесть недель пребывания в Египте я многое повидал в этой стране и поговорил со многими людьми. Я объездил плодородную дельту Нила, видел феллахов за работой, беседовал с ними, встречал безземельных крестьян, которые благодаря реформе получили клочок собственной земли. Я посетил освобожденную провинцию, где пригодные для возделывания территории отвоевывают у пустыни, где благодаря искусным оросительным сооружениям возникли сады и овощные плантации, где работают современные фабрики, на самом краю песков, чуть ли не в самой пустыне. Я посетил рабочие места немецких инженеров и техников, которые возводили высоковольтные линии электропередач, чтобы обеспечить страну электричеством. Я побывал на текстильных фабриках и других производствах, узнал на собственном опыте, как мастерски египтяне управляют водным транспортом. Повсюду я испытывал гордость за народ, который после длительного колониального угнетения взял свою историю в собственные руки, я проникся желанием египтян преодолеть злое наследие колониализма, повысить уровень жизни нуждающихся и создать для всех светлое будущее. Светлое будущее в мире и труде.
И этот мирный народ сторонники «полицейской акции» жестоко и бесчеловечно раздавили войной. Их нужно остановить. Мир – дело каждого из нас. Египет борется за то, чтобы его получить и удержать. Помогите Египту, друзья! Помогите отважному египетскому народу! Помогите делу мира!
7 ноября 1956 г.
Максимилиан Шеер из Каира.
Официально огонь прекращен. Но по истечении времени, отведенного на свертывание военных действий, английское и французские самолеты продолжили авианалеты на Каир и другие города на Суэцком канале. Об этом сообщил официальный египетский представитель. Правительства Лондона и Парижа были вынуждены остановить войну – теперь нужно сделать так, чтобы они остановились в своем вероломстве. Что заставило их в одно мгновение прекратить огонь и тут же начать массированную выброску парашютистов и танков на Суэцком канале? Ответ вполне ясен тому, кто в эти дни жил среди египтян и мог оценить их настрой.
«Что говорят люди на улицах?» - спросил я вчера у одного египетского ремесленника, владевшего нескольким европейскими языками. Он ответил: «Мы будет отстаивать наши города, улицу за улицей, дом за домом, как Сталинград.» «Это ваше личное мнение?,» - поинтересовался я. «Спросите любого прохожего – от каждого вы получите тот же ответ.»
Да, это правда. Еще в первый день войны один египетский писатель сказал мне: «Нас 23 миллиона. Каждый, кто может бороться, готов умереть за свою страну. Они могут попытаться истребить всех – но они не получат ни Суэц, ни Египет.»
Правда, многие египтяне поначалу не верили, что английское и французское правительства зайдут настолько далеко, чтобы отдать приказ уничтожать женщин и детей. Потом падали бомбы. Гремели взрывы. Столбы огня взмывали к небесам. Гибли женщины и дети. И страстные, пылкие египтяне, презирая смерть, поднялись на борьбу.
В одном из кварталов Порт-Саида, слышал я, приземлилась часть английских парашютистов. В той части города оставались только дети и женщины – все мужчины ушли в армию. Беззащитные египетские женщины посмотрели на тяжело вооруженных натренированных британских солдат… И что же произошло? Женщины напали и убили посланников смерти, осмелившихся нарушить покой египетского города.
Это одна сторона недавних событий. Другая – и это здесь знает каждый – решительная позиция Советского Союза за мир. Рядовой житель Египта уверен: его страна может рассчитывать на поддержку великой державы СССР. Симпатия к мирному лагерю так велика, что египтяне, которые часто подчеркивают, что любят немцев, выказывают особую сердечность, узнав, что разговаривают с гражданином ГДР – ведь наша республика дружественна Советскому Союзу.
Симпатия египетского народа к Советскому Союзу и мирному лагерю вообще со времен последнего предупреждения Москвы нашла свое сильнейшее выражение. «Le Progres Egyptien», появившаяся в Каире франкоязычная газета, начала сегодняшнюю передовицу, посвященную прекращению огня британским правительством, предложением: «Страх перед русскими – основа мудрости.»
Такова другая сторона последних событий. Героическая борьба египетского народа и твердое намерение Советского Союза защищать мир – вот решающие факторы, которые воздействовали на британское правительство и привели к прекращению военных действий. На ситуацию повлиял и протест мировой общественности против бесчеловечного нападения на небольшой, но свободолюбивый народ. Пока что победа на стороне правого дела. Теперь необходимо предотвратить новый заговор, с помощью которого милитаристы попытаются достигнуть окольными путями того, чего не удалось добиться, используя бомбы и танки. Борьба за мир продолжается.